Nike

Ника – греческая богиня победы. Именно этим руководствовались создатели второго по величине бренда спортивной одежды Nike, давая название своему детищу.

Nike

             А начиналось все довольно необычно. В 1964 году студент Орегонского университета, а по совместительству – большой поклонник спорта и бегун на средние дистанции от университетской команды, Фил Найт задумался о комфорте своих ног. Как известно, при большой нагрузке особенно страдают ноги бегуна. Малейшее неудобство может привести к серьезным последствиям, от банальных мозолей, до тяжелой травмы. Тогда, в далеких шестидесятых, качественные немецкие кроссовки Аdidas могли позволить себе только профессиональные спортсмены. Остальным же оставалось довольствоваться примитивной обувью по 5 долларов за пару. Конечно, какая цена – такой и комфорт. От подобных «легкоступов» немыслимо болели ноги, и это, порой, было меньшее из зол.

Для исправления ситуации Фил Найт вкупе со своим тренером и по совместительству другом Биллом Боуэрманом на одном маркетинговом семинаре предлагают концепцию своей совместной компании по заказу качественных кроссовок в азиатских странах и продаже ее на американском рынке по доступной цене. Свою маленькую фирму молодые люди называют Blue Ribbon Sports.

Вскоре Найт заключает контракт по поставке первых партий спортивной обуви с японской компанией Onitsuka Tiger. В первое время торговля шла прямо на улицах из фургона самого Фила Найта. К радости «бизнесменов» дело пошло неплохо, и за год молодым предпринимателям удалось заработать немыслимый на то время капитал – 8000 долларов. Это позволило Найту нанять первого работника в свою компанию. Теперь менеджером по продажам стал Джеф Джонсон, а компания переименовалась из Blue Ribbon Sports на Nike.

Считая залогом успеха бренда учет пожеланий каждого клиента, Джонсон предпочитал  индивидуальный подход массовым продажам. С этой целью он старался связаться с каждым клиентом Nike и в ходе непринужденной беседы разузнать его мнение о той или иной модели продаваемых кроссовок, расспрашивал о качестве покупки, выслушивал отзывы и предложения. Конечно, главными консультантами компании становились профессиональные спортсмены, как  основные потребители товаров Nike. Такая политика индивидуального подхода привела к тому, что уже в начале 70-х годов годовой доход компании составлял 1,3 миллиона долларов. Это, кстати, сослужило плохую службу в союзе Nike и Onitsuka Tiger. Японскому партнеру Nike показалось, что американцы стали зарабатывать слишком много, и он попытался выкупить долю бренда и повысить стоимость товаров. Однако, аналитический дар Найта позволил ему заключить контракт с другой японской фирмой Nisho Iwai задолго до рискованной ситуации. В то же время Найтом, Джонсом и Боуэрмом было принято решения начать собственное производство на территории США.

1971 год ознаменовался идеей логотипа Nike, известным до сих пор. В качестве брендовой эмблемы послужила идея студентки Портленского университета Каролин Дэвидсон. Буквально за 30 долларов она придумала простой рисунок, символизирующий крыло богини Ники. Со временем, когда компания стала одним из мировых лидеров спортивных товаров, благодарный Найт щедро отблагодарил креативную вдохновительницу, подарив ей статуэтку логотипа фирмы, усыпанную бриллиантами.

С момента создания логотипа бренду Nike стали сопутствовать удачи. Ни одно солидное спортивное мероприятие не обходилось без экипировки игроков в качественные кроссовки Nike. Долгое время (с 1985 по 1995 год) главным рекламным партнером компании был легендарный Майкл Джордан. Для него Nike даже выпустила персональную модель обуви, названную Air Jordan. Его гонорары от фирмы были настолько велики, что он напрочь игнорировал запрет выступать в кроссовках черно-красной расцветки: штрафы в размере 1000 долларов были ничтожно малы по сравнению с деньгами, предусмотренными контрактом с Nike.

С 1979 года Nike начинает выпускать не только спортивную обувь но и одежду. 

Сегодня Nike – один из лидеров в мире спортивной экипировки и главный конкурент Аdidas. Фирмы соревнуются и по сей день, удивляя потребителей все новыми и новыми технологиями производства, удобными и комфортными моделями одежды и обуви. И кто выиграет в этой достойной схватке – покажет время.